Общество издревле превозносило талантливых людей. Многие уверены, что
обладание отличными от остальных людей умственными способностями и
уверенность в их наличии и есть ключ к успеху. Однако исследование,
длившееся почти 30 лет, доказывает, что повышенное внимание к
интеллекту или таланту делает людей уязвимыми к неудачам: они начинают
бояться вызовов судьбы и не способны преодолеть временные трудности,
пишет Scientific American.
Школьники, которым легко давалась
учеба и которым с детства внушали, как они талантливы и умны, в конце
концов уверяются в том, что именно тот факт, что они не затрачивают на
учебу никаких особенных усилий, и делает их талантливыми. В результате
эта уверенность заставляет их считать все свои ошибки и усилия, которые
нужно прикладывать для достижения хороших результатов, ударом по
самолюбию. Как следствие они теряют уверенность в собственных силах и
мотивацию к дальнейшей учебе.
Преувеличенная похвала талантам
детей, которой часто злоупотребляют родители, только усугубляет
подобный образ мыслей. Однако исследования, проведенные учеными,
показывает, что любого потенциального вундеркинда можно научить не
бояться трудностей и развивать собственный склад ума, фокусируясь на
усилиях, прикладываемых для достижения результатов в учебе, а не на
таланте или IQ.
В частности, доказано, что дети, связывающие
отсутствие успехов в учебы с отсутствием таланта, о котором им так
часто говорили родители, теряют мотивацию к учебе и перестают
показывать хорошие результаты в гораздо большей степени, чем школьники,
которые связывали отсутствие успеха с недостатком усилий. Наиболее
упорные ученики не фиксировали свое внимание на ошибках, вместо этого
они рассматривали их, как проблему, требующую решения.
Психологи
выделили два типа учащихся не только в зависимости от разного отношения
к собственным ошибкам, но и в зависимости от того, как они понимают
слово "интеллект". "Беспомощные" учащиеся, которые сосредоточены на
своих ошибках и воспринимают их как недостаток таланта, уверены, что
интеллект – это понятие "монолитное", неизменное и неизменяемое.
Другими словами, каждому отмеряно определенное количество интеллекта, и
изменить это количество нельзя. Психологи называют такой тип мышлений
"фиксированным". Его представители избегают сложных задач, так как
шансы совершить ошибку увеличиваются, а так же уменьшаются шансы на то,
чтобы выглядеть умным и талантливым. Такие дети не прилагают никаких
усилий для решения проблемы: они уверены, что "вкалывать" должны только
те, у кого нет таланта. Школьники, ориентированные на преодоление
трудностей, напротив, считают что интеллект – это то, что можно и нужно
развивать путем получения знаний и постоянного труда. Такой тип
мышления называется "развивающимся".
Психологи провели
эксперимент с участием школьников из 7-го класса. В самом начале
учебного года они попросили участников эксперимента ответить на вопрос,
согласны ли они с тем, что интеллект – это нечто, данное при рождении,
то, что нельзя изменить или развить. Затем их условно разделили на две
группы и провели тест на знания в области математики. Группы показали
примерно одинаковые результаты. Затем в течение года ученые наблюдали
за динамикой оценок школьников. Как и предполагали руководители
исследования, ученики с "развивающимся" типом мышления считали, что
главная задача их нахождения в школьных стенах – это получение знаний,
а не хороших оценок. Кроме того, они полагали, что главное – это
прикладываемые усилия, и чем больше трудишься, ем лучше результат. Они
поняли простую вещь – даже гению нужно работать, чтобы достичь высоких
результатов.
Школьники с "фиксированным" типом мышления,
напротив, были озабочены тем, чтобы выглядеть в глазах окружающих
"умными" в гораздо большей степени, чем собственно учебой. Их больше
волновали оценки, а не полученные знания. У них наблюдалось крайне
негативное отношение к прикладыванию усилий для того, чтобы достичь
результата: они считали, что тяжелый интеллектуальный труд – это
признак небольшого ума. Повторное тестирование по математике,
проведенное в конце учебного года, показало явное преимущество группы с
"развивающимся" типом мышления. Участники этой группы
продемонстрировали большую направленность к достижению цели путем
особого внимания к прикладываемым усилиям. Разрыв между этими двумя
условными группами на протяжении последующих двух лет наблюдения только
увеличился.
Ученые предполагают, что "фиксированный" тип
мышления в дальнейшей жизни приведет к отказу признавать свои
собственные ошибки не только в школе и институте, но и на работе и в
личной жизни.
Как же сделать так, чтобы тип мышления одаренного
ребенка стал "развивающимся", а не "фиксированным? Один из способов:
объяснить ему, что все достижения являются результатом упорного труда.
К примеру, говоря о гениальных открытиях, заострять внимание на том,
что прирожденный талант ученых развился и раскрылся благодаря их
упорному труду в области обучения. Следует также уделять внимание
правильной похвале ребенка: слишком превознося таланты отпрыска,
родители рискуют превратить его в человека с "фиксированным" типом
мышления, ориентированного не на знания, а на оценки.
Кроме
умения правильно похвалить усилия, родители и учителя могут помочь
детям овладеть "развивающим" типом мышления, научив их относится к
собственному мозгу как к обучающемуся механизму. У школьников, которым
рассказывали не только о навыках обучения, но и о "развивающем" типе
мышления и умении применять его в образовательном процессе, начали
улучшаться показатели учебы.
Результатом масштабного
многолетнего исследования стал вывод о том, что великие достижения тех,
кого мы называем гениями, не явились следствием исключительно дара,
полученного о рождения, но стали результатом долгих лет упорного труда.
Соответственно, упорный труд и дисциплина ведут к гораздо большим
достижениям в учебе, чем самый высокий уровень IQ.
Прикрепления: |